В детском доме я работаю 11 лет из них 9 - в должности социального педагога.  Контингент моих подопечных составляют особые дети в возрасте от 5 до 18 лет.

В соответствии с задачей полноценной и комплексной реабилитации детей моя работа строится по следующим направлениям:

  1. I. Социальная реабилитация:
  2. Организаторская деятельность.
  3. Развивающая и коррекционная работа. Развивающая работа ориентирована на развитие познавательной, эмоциональной, волевой социальной сфер личности. Её содержание вытекает из целей и задач социальной реабилитации и определяется рабочей программой и индивидуальным планом коррекции и развития личности ребёнка.
  4. Консультирование и просвещение детей и специалистов, занимающихся с детьми.
  5. Профилактическая деятельность, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья детей с отклонениями в умственном развитии.
  6. Социальная адаптация включает в себя социально-бытовую и социально-средовую адаптацию в зависимости от имеющихся у ребенка нарушений, ограничений жизнедеятельности, что способствует наиболее эффективной подготовке к самостоятельной жизнедеятельности.

Основными  целями работы с особыми детьми считаю:

  • создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих развитию самостоятельной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности в условиях гуманистического воспитания;
  • социальная защита воспитанников, оказание помощи и поддержки в процессе их социализации.

    Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:

  • воспитание гражданственности, патриотизма через изучение и принятие народных традиций и культуры;
  • формирование у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, социально-бытовых умений и навыков, способности противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в обществе законам;
  • формирование познавательных интересов, творческих способностей, навыков самодисциплины и самоорганизации у воспитанников.

Важной составляющей коррекционно-реабилитационного процесса я считаю  воспитательную  работу, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами - выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы считаю повышение регулирующей роли интеллекта в поведении воспитанников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.

Считаю, что социальный педагог прежде всего педагог, а лишь затем социальный работник. Поэтому применяю в своей работе следующие педагогические технологии:

-технология социально – педагогического взаимодействия;

- технология проектной деятельности;

-технология  артпедагогики;

-информационно-коммуникационные технологии;

-игровая технология.

Технология взаимодействия  является актуальной педагогической технологией, так как сейчас, как никогда раньше, назрела  необходимость  объединения  специалистов  разного  профиля,  требуется  поиск  и  разработка  эффективных  моделей  сотрудничества  специалистов  в  процессе  оказания  помощи  детям с ОВЗ.

Я взаимодействую с психологами, дефектологом, педагогом дополнительного образования, воспитателями, волонтерами, социальными работниками.

 Эта работа выражается  в совместной  разработке и  проведении различных физкультурно-оздоровительных и досуговых мероприятий, мастер – классов, экскурсий.

Практика показывает, что взаимодействие специалистов, работающих с воспитанниками, позволяет комплексно и эффективно решать проблемы детей, способствует успешной социальной адаптации, наполняет жизнь детей положительными эмоциями.

Не менее актуален в современной образовательной ситуации метод проектов, который непосредственно связан с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием.  Ценность этого метода  в том, что знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

В рамках реализации проектной технологии мною был разработан долгосрочный социально-педагогический проект «Родные истоки». Целью данного проекта является духовно-нравственное развитие и воспитание детей с ОВЗ средствами народной и православной культуры.

В своей работе я широко использую артпедагогику. Для меня эта технология привлекательна возможностью формировать адаптивные способности личности с помощью искусства и своей воспитательной функцией – воздействием на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности. Кроме того, средствами артпедагогики можно помочь детям с ОВЗ справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, переключиться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли. Ребята с удовольствием мастерят и расписывают поделки из папье-маше, глины, пластилина. Эти занятия проводятся в рамках проекта «Родные истоки».

В наше время невозможно обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. Бесспорно, что современный специалист должен  не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным  оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Учитывая неизбежную ограниченность представлений об окружающем у наших воспитанников,  считаю необходимым применять мультимедийные  презентации, с помощью которых можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных, природы, работу транспорта и т. д.).       

Поэтому в    своей работе я широко использую обучающие презентации.

Не представляю коррекционно-реабилитационный процесс без игровых технологий, так как принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.

 Я применяю различные виды игр: подвижные, фольклорные,  дидактические, сюжетно-ролевые,  театрализованные как элемент технологии артпедагогики  и  внеклассной работы.

Одним из направлений моей работы является организация и сопровождение детей в поездках. Ребята посещают храмы  (поездки организуются совместно с добровольцами домового храма), КПЦ «Дубрава», Музей-усадьбу «Абрамцево», где для детей организуют экскурсии и мастер-классы. Также посещали музей «Конный двор», Богородскую фабрику деревянной игрушки, АХПК им. В. М. Васнецова, Воскресную школу, «Парк Чудес» и парк «Скитские пруды», городскую библиотеку. В МКУК «ДК п. Лоза» для наших воспитанников организован кружок «Умелые ручки», который мы регулярно посещаем в рамках  дополнительного образования, ориентированного на социально – педагогическое сопровождение воспитанников.

Посещение музеев и храмов оказывает большое значение для духовно-нравственного развития, способствует процессу социализации, познавательному развитию.

Анализируя опыт своей работы, я пришла к выводу, что достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса, предполагающего совместное решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач;  комплексного применения различных образовательных технологий; постоянного личностного роста и профессионального совершенствования.

 

 

социальный педагог высшей квалификационной категории

Никонова Ольга Самуиловна