Долгосрочный проект
"Развивай-ка" (развивающие игры в воспитательно-образовательной деятельности с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича)
Инклюзивные тенденции в Российском образовании ставят перед педагогами и администрацией образовательных организаций сложную задачу: организовать предметно развивающую среду таким образом, чтобы способствовала развитию детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня воспитание детей основано на общении, игре, поисковой деятельности, сотрудничестве ребёнка со взрослым и сверстниками. Задача современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно -образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности ребёнка. Технологией, которая позволяет полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, является технология В.В. Воскобовича.
Использование развивающих игр В.В.Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.
Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей. Его игры - эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие, мышление.
Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
Степень новизны данной работы заключается в следующем: обучение детей проходит в интересной игровой форме, используя авторский приём, что позволяет значительно повысить интерес, мотивацию и снизить утомляемость детей на занятии. Незаметно для себя дети узнают и запоминают цифры и буквы. Осваивают цвет, форму, величину; тренируют мелкую моторику рук. Совершенствуется восприятие, речь, мышление, внимание, память, воображение.
ЦЕЛЬ:
Формирование интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности воспитанников через развивающие игры В.В.Воскобовича.
ЗАДАЧИ:
1.Изучение методической литературы по игровой технологии В. В.Воскобовича
2.Изучение развивающих игр, предложенных в методическом пособии «Ларчик»
3.Создание предметно - пространственной среды, отвечающей требованиям коврогрофа.
Образовательные:
1.Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.
2.Знакомить с буквами и звуками.
3.Учить звуко - слоговому анализу слов.
4.Тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательные анализаторы.
Развивающие:
1.Развивать творческие способности детей в работе с коврографом.
2.Развивать коммуникативные навыки.
3.Развивать познавательные, интеллектуальные способности детей.
Воспитательные:
- Создавать игровую ситуацию, развивать любознательность.
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
- Подбор методической литературы.
- Подбор картинного материала, изготовление дидактического материала.
Тип проекта: долгосрочный, групповой.
Срок реализации: 2021-2023учебный год
Участники проекта: девочки 11 группы, воспитатель.
Возраст детей: 14-19 лет.
Особенности и возможности универсальных средств развивающей технологии В.В.Воскобовича. Игровой комплекс «Коврограф Ларчик».
Развивающие игры В.В. Воскобовича способствуют:
- эффективному развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, речи). Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности;
- творческому развитию детей. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личностного развития;
- развитию речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематического слуха;
Частью игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей В.В.Воскобовича являются универсальное игровое средство «Коврограф Ларчик» универсальное средство обладают рядом особенностей:
- Многофункциональность – решение множество образовательных задач.
- Широкий возрастной диапазон участников игры .
- Образность и мотивация – «Коврограф Ларчик» сопровождают неповторимые образы – персонажи, с которыми ребёнок «проживает» всю игровую ситуацию: Слон Лип – Лип, Слоник Ляп – Ляп и др. Они являются прекрасными психологическими мотиваторами к выполнению игровых и учебных действий.
- Образность и универсальность – игровые задания сопровождаются добрыми сказочными образами, что помогает детям постигать математику, логику, ориентироваться в пространстве, начала знакомства со звуками, буквами.
- Сказочность – все игровые ситуации сопровождают сказочный сюжет, путешествия, преодоление трудностей, решение сложных ситуаций, нахождением верного решения.
- Вариативность – наличие в каждом игровом задании множества вариаций проигрывания ситуаций, возможностью придумывания всё новых и новых способов их разрешения.
- Незавершённость игровых действий – использование разнообразных игровых заданий, задач, требующих всё новых неоднозначных решений.
- Возможность разнообразного использования – как в группах образовательных учреждений, детских центров, так и в индивидуальной работе с детьми.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- логико-математические игры;
- интегрированные игровые занятия;
- самостоятельная игровая деятельность. По решаемым образовательным задачам все развивающие игры можно условно разделить на три группы:
- Игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью таких игр является развитие мыслительных операций. Игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
- Игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребенок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.
- Универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игры детей и дидактическим пособиями на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и добавляют удовольствие и радость детям.
Развивающая предметно – пространственная среда (РППС).
Для эффективного решения образовательных задач по технологии
В. В. Воскобовича группа оснащена «Коврографом Ларчик», «Мини Ларчик», которые включают в себя следующее наполнение:
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Формы организации работы с детьми:
- Логико-математические игры.
- Интегрированные игровые занятия.
- Совместную игровую деятельность детей и взрослых.
- Конструктивную деятельность.
- Развлечения.
Методы: игровые, практические, словесные.
- Игровые приемы:
- манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
- побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
- Практические приемы:
- манипуляция,
- превращение,
- складывание,
- выбор,
- показ,
- совместные действия,
- сравнение.
- Словесные приемы:
- диалог с игровыми персонажами,
- объяснение,
- описание,
- рассказ,
- сказка,
- уточнение,
- стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка);
- игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Развитие творческих, познавательных, интеллектуальных, умственных и математических способностей детей.
РИСКИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Недостаточная оснащенность развивающей предметно - пространственной среды по теме проекта (дидактического материала)
Для преодоления данных рисков необходимо пополнять развивающую предметно - пространственную среду, путем обогащения дидактическим материалом.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
- Подготовительный этап (сентябрь 2021г.)
- Изучение литературы
- Выявление знаний детей по теме проекта
- Постановка цели, задач
- Составление перспективного плана
- Оформление развивающей среды
- Основной этап (октябрь2021г.- апрель 2023 г.)
- Проведение мероприятий по теме проекта
- Заключительный этап (май 2023г.)
- Презентация.