^Вернуться к началу

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Труд

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба – 
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем. 

 

 

         Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений воспитанников. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса интерната.

Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, я воспитываю привычку трудиться, а вместе с ней - привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет - летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии. Дети с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в любой работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим мы предлагаем детям разнообразные виды труда, обновляем их содержание, поддерживаем стремление к работе и веру в успех. Вот почему мы должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.

      Проводя занятия по трудовому воспитанию, формируя у детей самостоятельность, я в то же время воспитывала и чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Если ребенку не удавалось что-либо сделать, старалась его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Детей, выполнивших свою работу хорошо, хвалила за старание, добросовестное отношение к делу, отмечала проявленную инициативу, доброжелательное отношение к товарищам по работе. Учу детей со стороны видеть свою работу, поэтому часто предлагаю самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше.

    Проведенные с детьми запланированные занятия по формированию навыков и умений показали следующие результаты. Дети получали разнообразные задания, выполняли их сначала совместно, а затем самостоятельно. После чего было проведено контрольное наблюдение.

      Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. Совместная с педагогом трудовая деятельность становится значимой для детей с недостатками интеллектуального развития формой организации досуга и позволяет успешно входить в реальные трудовые отношения. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.

      

 

Баулина Елена Геннадьевна, инструктор по труду – первой квалификационной категории