^Вернуться к началу

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

 

«…Я открою тебе сокровенное слово
И тайну здоровья тебе расскажу…
Прикасаясь к дорогому,
Руки в музыке искупай.»

Клинописная грамота шумерского города Ниппура

 

Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают.


О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах.
Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.),

указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. 

Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит  (V в. до н. э).

В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева,

И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную.

Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе со взрослыми и детьми.

ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ЧУВСТВА ТРЕВОГИ И НЕУВЕРЕННОСТИ
Шопен «Мазурка», «Прелюдии»

Штраус «Вальсы»

Рубинштейн «Мелодии»

ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ, РАЗОЧАРОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ПРЕКРАСНОМУ МИРУ ПРИРОДЫ
Бах «Контата 2»

Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор»

ДЛЯ ОБЩЕГО УСПОКОЕНИЯ, УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Бетховен «Симфония 6» часть 2

Брамс «Колыбельная»

 Шуберт «Аве Мария»

Шопен «Ноктюрн соль-минор"

Дебюсси «Свет луны»

ДЛЯ СНЯТИЯ СИМПТОМОВ ГИПЕРТОНИИ И НАПРЯЖЕННОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ
Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата 21»

Барток «Соната для фортепиано», «Квартет 5»

Брукнер «Месса ля-минор»

ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ГОЛОВНОЙ БОЛИ, СВЯЗАННОЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ
Моцарт «Дон Жуан»

Лист «Венгерская рапсодия»

Хачатурян «Сюита Маскарад».

ДЛЯ ПОДНЯТИЯ ОБЩЕГО ЖИЗНЕННОГО ТОНУСА, УЛУЧШЕНИЯ САМОЧУВСТВИЯ, АКТИВНОСТИ, НАСТРОЕНИЯ
Чайковский «Шестая симфония», 3 часть

Бетховен «Увертюра Эдмонд»

Шопен «Прелюдия 1, опус 28»

Лист «Венгерская рапсодия»

ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ЗЛОБНОСТИ, ЗАВИСТИ К УСПЕХАМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Бах «Итальянский концерт»

Гайдн «Симфония»


ЭФФЕКТ МОЦАРТА

Издавна ученые знали о влиянии музыки на человека.

Музыка успокаивала и исцеляла.

Но классическая музыка может не только исцелять, но и повышать интеллектуальные способности.

Это воздействие было названо "эффект Моцарта", потому что музыка этого композитора обладает самым сильным влиянием.

Почему же таким воздействием обладает именно эта музыка?

Эффект Моцарта возникает потому, что у этого композитора в произведениях выдерживаются интервалы громкости, соответствующие биотокам человеческого мозга. А звуковой ряд этой музыки больше всего соответствует тембру голоса. Кроме того, Моцарт писал в основном в мажорных тонах, поэтому его произведения так привлекают слушателей и облегчают работу мозга.

Уже много лет проводятся эксперименты по влиянию музыки на детей. Эффект Моцарта заключается в том, что его плавная и очаровательная музыка обладает успокаивающим действием, улучшает настроение и стимулирует творческий потенциал мозга. Когда дети до трех лет часто слушают эту музыку, они лучше развиваются. Она улучшает речь, способности к обучению, координацию движений и успокаивает при нервном перевозбуждении. Она улучшает память, внимание, математические способности и пространственное мышление.

 

Эффект Моцарта для новорожденных тоже доказан.

Прослушивая его музыку еще до рождения, дети рождаются более спокойными, менее раздражительными, у них более развита речь. Таких детей легче успокоить, и они лучше обучаемы. Кроме того, если включать ее во время родов, то они протекают намного легче.

 

Музыку Моцарта используют при лечении неврологических болезней для улучшения координации движений и мелкой моторики рук. Она улучшает слух, память и речь, а также помогает справиться с психическими проблемами.

С чем же это связано?

Ученые считают, что музыка Моцарта обладает таким эффектом, потому что содержит много звуков высокой частоты. Они входят в резонанс с частотами человеческого мозга и улучшают мышление. Доказано также, что эти звуки укрепляют мышцы уха и улучшают память.


 

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путём развития музыкального восприятия и музыкального слуха.

 

  • Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.

 

  • Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

 

  • Развивать общую музыкальность путём развития основных и неосновных музыкальных способностей.

 

  • Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки.

 

  • Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).

 

  • Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

          Это довольно сложная задача для детей с речевыми и физическими         нарушениями, но очень важная: её решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.

 

Музыкальное воспитание направлено помимо решения музыкальных задач на решение задач коррекционных:

 

  • Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребёнку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

 

  • Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха.

 

  • Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение координации движений, развитие дыхания, воспитание правильной осанки, формирование двигательных навыков и умений.

 

  • Исправление речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов.

 


 

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

 

НАГЛЯДНЫЕ методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы и тактильно-мышечную деятельность.

 

Наглядно-слуховые приёмы:

 

- исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребёнка;

- слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);

-использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т. д.)

- использование музыкальных инструментов.

 

Наглядно- зрительные приёмы:

 

-показ педагогом разнообразных приёмов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах…).

- показ приёма детьми, которые хорошо его освоили.

- для развития внимания и умения анализировать можно использовать «сравнительный показ». В этом случае педагог даёт правильный и неправильный показ, правильное исполнение дети отмечают хлопками.

- иногда используется показ с утрированными ошибками (например, в пении). Слово утрированно произносится педагогом. Как правило, дети начинают смеяться, а педагог говорит: «Это я у вас научилась». Исполнение заканчивается показом кем-либо из детей, педагогом или всеми вместе.

 

Эти приёмы оживляют занятие, поднимают настроение детей, побуждают к хорошему исполнению, мобилизуют внимание при восприятии задания и при его воспроизведении.

Хорошо также использовать жесты, указывающие высоту звука или на акцент в исполнении, а также мимику.

Кроме того, используются различные наглядные пособия.

 

Тактильно-мышечные приёмы:

 

- индивидуальная помощь педагога как на занятии, так и в повседневной жизни для принятия правильного положения или при исполнении того или иного движения.

 

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

 

Объяснения: степень их сложности зависит от возраста детей, времени года. Объяснение должно быть коротким, чётким, эмоциональным.

 

Указания: они могут быть обращены ко всем детям или персонально.

 

Вопросы: они должны быть чёткими, конкретными, понятными. Это один из наиболее важных словесных приёмов: побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.

 

Словесные инструкции.

 

Сюжетные рассказы

 

Пояснения.

 

Беседы.

 

Команды.

Желательно все словесные приёмы использовать в меру, не перегружая ими занятия, не отягощая восприятие детей. Важно также учесть, что словесные приёмы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.

И, конечно, на занятиях педагоги должны внимательно относиться к речи друг друга.

 

Практический метод или метод упражнений: связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Дети с нарушениями требуют большего количества повторений при освоении какого-либо движения, формирования навыков в пении, движении, слушании, поэтому роль упражнений здесь очень велика.

 

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ

 

Они помогут заинтересовать детей и вызовут желание выполнить задание лучше.

 

ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СОЧЕТАНИЕ ПРИЁМОВ.

 

- упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный методы );

- показ и объяснение педагога ( наглядный + словесный );

- объяснение педагога и упражнения детей ( словесный + практический );

- индивидуальная помощь педагога ( тактильно – мышечная наглядность + упражнение).

 

Музыкальный руководитель: Пономарёва Елена Александровна