^Вернуться к началу

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

 

«…Я открою тебе сокровенное слово
И тайну здоровья тебе расскажу…
Прикасаясь к дорогому,
Руки в музыке искупай.»

Клинописная грамота шумерского города Ниппура

 

Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают.


О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах.
Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.),

указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. 

Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит  (V в. до н. э).

В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева,

И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную.

Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе со взрослыми и детьми.

ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ЧУВСТВА ТРЕВОГИ И НЕУВЕРЕННОСТИ
Шопен «Мазурка», «Прелюдии»

Штраус «Вальсы»

Рубинштейн «Мелодии»

ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ, РАЗОЧАРОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ПРЕКРАСНОМУ МИРУ ПРИРОДЫ
Бах «Контата 2»

Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор»

ДЛЯ ОБЩЕГО УСПОКОЕНИЯ, УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Бетховен «Симфония 6» часть 2

Брамс «Колыбельная»

 Шуберт «Аве Мария»

Шопен «Ноктюрн соль-минор"

Дебюсси «Свет луны»

ДЛЯ СНЯТИЯ СИМПТОМОВ ГИПЕРТОНИИ И НАПРЯЖЕННОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ
Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата 21»

Барток «Соната для фортепиано», «Квартет 5»

Брукнер «Месса ля-минор»

ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ГОЛОВНОЙ БОЛИ, СВЯЗАННОЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ
Моцарт «Дон Жуан»

Лист «Венгерская рапсодия»

Хачатурян «Сюита Маскарад».

ДЛЯ ПОДНЯТИЯ ОБЩЕГО ЖИЗНЕННОГО ТОНУСА, УЛУЧШЕНИЯ САМОЧУВСТВИЯ, АКТИВНОСТИ, НАСТРОЕНИЯ
Чайковский «Шестая симфония», 3 часть

Бетховен «Увертюра Эдмонд»

Шопен «Прелюдия 1, опус 28»

Лист «Венгерская рапсодия»

ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ЗЛОБНОСТИ, ЗАВИСТИ К УСПЕХАМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Бах «Итальянский концерт»

Гайдн «Симфония»


ЭФФЕКТ МОЦАРТА

Издавна ученые знали о влиянии музыки на человека.

Музыка успокаивала и исцеляла.

Но классическая музыка может не только исцелять, но и повышать интеллектуальные способности.

Это воздействие было названо "эффект Моцарта", потому что музыка этого композитора обладает самым сильным влиянием.

Почему же таким воздействием обладает именно эта музыка?

Эффект Моцарта возникает потому, что у этого композитора в произведениях выдерживаются интервалы громкости, соответствующие биотокам человеческого мозга. А звуковой ряд этой музыки больше всего соответствует тембру голоса. Кроме того, Моцарт писал в основном в мажорных тонах, поэтому его произведения так привлекают слушателей и облегчают работу мозга.

Уже много лет проводятся эксперименты по влиянию музыки на детей. Эффект Моцарта заключается в том, что его плавная и очаровательная музыка обладает успокаивающим действием, улучшает настроение и стимулирует творческий потенциал мозга. Когда дети до трех лет часто слушают эту музыку, они лучше развиваются. Она улучшает речь, способности к обучению, координацию движений и успокаивает при нервном перевозбуждении. Она улучшает память, внимание, математические способности и пространственное мышление.

 

Эффект Моцарта для новорожденных тоже доказан.

Прослушивая его музыку еще до рождения, дети рождаются более спокойными, менее раздражительными, у них более развита речь. Таких детей легче успокоить, и они лучше обучаемы. Кроме того, если включать ее во время родов, то они протекают намного легче.

 

Музыку Моцарта используют при лечении неврологических болезней для улучшения координации движений и мелкой моторики рук. Она улучшает слух, память и речь, а также помогает справиться с психическими проблемами.

С чем же это связано?

Ученые считают, что музыка Моцарта обладает таким эффектом, потому что содержит много звуков высокой частоты. Они входят в резонанс с частотами человеческого мозга и улучшают мышление. Доказано также, что эти звуки укрепляют мышцы уха и улучшают память.

 

Музыкальный руководитель: Пономарёва Елена Александровна