^Вернуться к началу

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


СПОСОБЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ОСОБЫХ ДЕТЕЙ»  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ДДИ.

Настоятельная необходимость активизации высшей нервной деятельности обучаемых детей обусловливается тем, что выполняя на занятиях различного рода практические задания,  «особый ребёнок»  приобретает более глубокие и прочные знания по предмету.

В процессе выполнения заданий практического характера у таких детей развиваются и коррегируются: внимание, наблюдательность, значительно активизируется познавательная деятельность. Помимо этого, «особые дети» приучаются оперировать теорети­ческой информацией, что, в конечном итоге, формирует у них умение самостоятельно принимать решения. Активное использование практи­ческих методов в процессе занятий придают им деятельностный характер, что обусловливает развитие и коррекцию личности «особого ребенка».

Методы.

Словесные методы  играют важную роль в формировании знаний, умений и навыков у «особых детей». Используя их на занятии, педагог определя­ет уровень имеющихся знаний у детей, сообщает новую информа­цию, уточняет характер ее восприятия, связывает вновь воспринятый материал с уже имеющимся.

Наглядность является важным составным элементом коррекционных занятий. С помощью наглядных средств становится возмож­ным создание четких и конкретных образов изучаемых объектов, облегчается усвоение материала, активизируется мысли­тельная деятельность детей.

Способы.

Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу и, лишь затем, части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

Использование подражательности, свойственной детям с тяжёлыми нарушениями ЦНС.

Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.

Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.

Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.

Индивидуальная и дифференцированная работа на занятии. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога.

Обязательная эмоциональная положительная оценка педагогом малейших достижений ребенка.

Большая повторяемость материала; применение его в новых ситуациях.

Организация обучения  «особого ребенка» должна носить творческий характер, под которым подразумевается включение заданий и упражнений, обеспечивающих развитие межанализаторных связей:

- использование индивидуально-соревновательного принципа, активации достижения желаемого результата;

- правильный и исчерпывающий инструктаж;

- включение в занятие материалов сегодняшней жизни;

- создание условий для зарабатывания, а не получения оценки;

- проблемные задания, познавательные вопросы;

- акцент на развитие самоконтроля при выполнении задания;

- призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка.

 

Роль педагога на занятии:

- умение управлять коллективом детей;

- сочетание индивидуальной и фронтальной работы;

- знание предмета;

- знание психологии обучения и психологии «особого ребёнка»;

- речевая культура: стиль, манера общения, громкость, артикуляция и т.п.;

- заинтересованность педагога  в том, чтобы дети знали и любили предмет;

- комфортность психологического климата на занятии.

 

Личность педагога - это, пожалуй, самый главный фактор успеха или неуспеха занятия. Педагог, занимающийся с «особыми детьми» – это личность, которая должна уметь всё: мгновенно реагировать на непредвиденные реакции учащихся, иметь в голове работающий компьютер, быть артистом и т.п.

 

 


 

"Коррекция пространственной ориентировки детей с ОВЗ в процессе обучения

"Основам столярного дела"

 

     В предложенной теме существует несколько краеугольных понятий, многими понимаемые скорее интуитивно, на основе жизненного опыта, что даёт мне повод расшифровать их по определениям, принятым в научном мире.

Что же это за понятия? Коррекция; пространство; ориентирование.

     Коррекция - алгоритм действий направленных на исправление, доводку, «шлифовку» каких либо явлений, процессов, направлений деятельности человека.

     Пространство - это всеобъемлющее понятие окружающего мира с наскока, быстро,  не поддаётся определению и для того чтобы понять, что же это такое, необходимо обратиться к истории его развития.

     Ещё во втором веке до нашей эры жил греческий философ и математик Декарт. На тот момент, многие понятия, принятые в нашем современном мире ещё не существовали или существовали в зачаточном виде, а философами назывались люди, отстранённые от житейских забот и полностью погруженные в собственные ощущения на основе которых пытались, и не безуспешно, строить собственные логические цепочки. Декарт же первым шагнул дальше и применил имеющиеся знания геометров, решающих задачи в плоскости, в так называемой сетке координат X  и  Y, но добавил третью ось -  Z. Действительно, кроме длины и ширины существует и третья величина - высота, и это для нас, взрослых, естественно, но только не для детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Впервые ребёнок начинает полноценно знакомиться с окружающим миром только после того, как встанет на ноги, переходя из плоскости ползания в трёхмерный мир, наблюдаемый с высоты своего роста. К этому моменту у ребёнка практически сформирован такой важный сегмент мозга, как мозжечок или гипофиз, отвечающий как за поддержание равновесия, так и за позиционирование себя в окружающем мире. Активное развитие обоих полушарий мозга у здорового ребёнка происходит до трёх лет, что нельзя сказать о детях с задержкой  умственного развития.

     Одной из задач, решаемых на уроках труда как раз и является набор действий по корректировке и развитию таких понятий как горизонталь, горизонтальная плоскость; вертикаль и, соответственно, вертикальная плоскость; перпендикуляр и угол, отличный от прямого.

    

     Для более эффективного, а главное, позволяющего применять чуть ли не на каждом уроке, процесса коррекции, можно воспользоваться методом мануальной имитации основных движений, применяемых в дальнейшем на практике с колюще - режущими инструментами.

     Для имитации действий шилом и развития ощущения вертикали, ребёнок указательным пальцем «рабочей» руки, и это важно, упирается в столешницу, с одновременным вращением кистью, зрительно контролируя наклон пальца к столешнице, что даёт начальные ощущения возможности сознательно производить до двух действий параллельно.

     Возвратно-поступательные движения раскрытой ладонью имитируют работу с пилой - ножовкой. Кисть руки и её ладонь должны при этом находиться в строго определённой плоскости, а именно - составлять плоскость перпендикулярную к столешнице парты или к плоскости пола.

     Для имитации движения рубанка можно применить метод  сжатых кулачков. Работа с рубанком является самой сложной в освоении навыков и умений в курсе основ столярного дела и, поэтому, движения можно разбить на два этапа:

     - первый этап - скольжение кулачков по столешнице парты, что дает ощущение поддержки, твёрдого основания;

     - второй этап проводится только после неоднократного повторения предыдущего - движение кулачками «на весу». Это упражнение является особенно сложным в исполнении для детей с ОВЗ, сложным, но выполнимым для более развитых к этому моменту учеников.

     Вкручивание и выкручивание шурупов по программе определяется по общепринятым методикам в конце курса и объединяется в блок «Сборка готовых изделий из древесины». Однако, опыт работы с детьми с ОВЗ показал, что данную технологическую операцию целесообразно проводить почаще на протяжении всего курса, т.к. она является самым эффективным способом заинтересованного отношения ребёнка к выполняемой работе и её результатам.

     Прокалывание шилом оси вкручивания шурупа - операция. при которой необходимо сохранять вертикальность шила, независимо от давления и вращения оным. Сложно? Конечно! Но эта операция даёт ребёнку почувствовать свою силу, а в некоторых случаях, и ловкость в обращении с инструментом.

     Процесс вкручивания требует от ребёнка постоянного контроля за наклоном отвёртки к шляпке шурупа - если угол отличается от прямого (вертикали), то отвёртка срывается из шлицов шляпки, что даёт эффект холостого прокручивания. Одновременно с этим, вкрученный до половины шуруп наглядно показывает результат предыдущей операции: правильно ли был произведён прокол древесины шилом. Наравне с коррекцией ощущения вертикали , при выполнении операции производится ещё и запоминание вращения по «часовой стрелке», что является немаловажным при дальнейшей работе с верстаком.

     При пилении заготовок поперёк волокон ребят подстерегают две основных проблемы: наклон пилы от себя, не соблюдая вертикальность плоскости полотна (из-за желания лучше видеть процесс резания) и пиление под углом к разметке (из-за рефлекторного прижима ручки пилы к животу).

В процессе пиления ребёнку необходимо помнить, как об этих сложностях, так и о необходимости постоянно следить за вертикальностью плоскости полотна. При соблюдении всех вышесказанных условий, срез получается ровным, а самоконтроль рекомендуется производить как визуально, так и тактильно.

     При строгании древесины важно правильно зажать заготовку в верстаке, равномерно выступающей над столешницей, для чего необходимо перезажать заготовку, визуально сверяя полученный результат с плоскостью столешницы.

Сам процесс строгания усложняется ещё и тем, что подвижная губка верстака прижимает заготовку под углом к неподвижной столешнице из-за его конструкционной особенности.

     Сложность строгания заготовки на конус определяется тем, что, наравне со всем вышесказанным, появляется необходимость постоянного определения и контроля координат ножа при каждом движении рубанка.

 

     Процесс коррекции пространственной  ориентировки детей, как длительный (на всём протяжении курса обучения), так и  комплексный:

- на уроках физкультуры (бег; прыжки; игры в теннис, волейбол, футбол; бег на лыжах и т.д.);

- обслуживающий труд (подметание полов, заправка постелей и т.д.);

- питание (положение столовых приборов по отношению ко рту);

- прогулки (вертикальное положение тела ребёнка);

- сон (горизонтальное положение).

     Необходимость развития и коррекции ориентации в окружающем пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья является повседневной и повсеместной - где бы не находился в данный момент ребёнок, с ним рядом должен быть чуткий и заботливый наставник.

  


ОСНОВЫ СТОЛЯРНОГО ДЕЛА

 

В кабинете труда мальчикам и девочкам старших групп преподаются основы столярного дела.

Основная цель занятий - социальная адаптация ребёнка к будущей жизни.

Воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование личностных качеств, необходимых в жизни - коллективизма, товарищеской взаимопомощи, ответственности за порученное дело, дисциплинированности, заботы о сохранении общественного имущества.

Трудовое воспитание является одним из основных, действенных средств физического, интеллектуального, эмоционального и нравственного развития детей.

Занятия основами столярного дела носят выраженную коррекционную направленность, а именно:

- тренировка и укрепление двигательного аппарата - развитие равновесия, способы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение координации движений, формирование специфических двигательных навыков и умений при работе с ручным столярным инструментом, развитие и совершенствование мелкой моторики, ориентировки в пространстве;

- оздоровление психики - воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

 

Занятия по основам столярного дела проводятся по расписанию.

На каждом занятии проводится текущий инструктаж по правилам техники безопасности при работе с колюще-режущим инструментом, пользовании столярным верстаком и правилам поведения в мастерской.

За время обучения ребята овладевают основными приёмами разметки, пиления поперёк и вдоль волокон древесины, долбления, строгания, сверления ручной дрелью. А также учатся пользоваться молотком, отвёрткой, киянкой, стамесками, пилой-ножовкой.

 

     

Педагог дополнительного образования: Пономарёв Евгений Николаевич