^Вернуться к началу

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


СПОСОБЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ОСОБЫХ ДЕТЕЙ»  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ДДИ.

Настоятельная необходимость активизации высшей нервной деятельности обучаемых детей обусловливается тем, что выполняя на занятиях различного рода практические задания,  «особый ребёнок»  приобретает более глубокие и прочные знания по предмету.

В процессе выполнения заданий практического характера у таких детей развиваются и коррегируются: внимание, наблюдательность, значительно активизируется познавательная деятельность. Помимо этого, «особые дети» приучаются оперировать теорети­ческой информацией, что, в конечном итоге, формирует у них умение самостоятельно принимать решения. Активное использование практи­ческих методов в процессе занятий придают им деятельностный характер, что обусловливает развитие и коррекцию личности «особого ребенка».

Методы.

Словесные методы  играют важную роль в формировании знаний, умений и навыков у «особых детей». Используя их на занятии, педагог определя­ет уровень имеющихся знаний у детей, сообщает новую информа­цию, уточняет характер ее восприятия, связывает вновь воспринятый материал с уже имеющимся.

Наглядность является важным составным элементом коррекционных занятий. С помощью наглядных средств становится возмож­ным создание четких и конкретных образов изучаемых объектов, облегчается усвоение материала, активизируется мысли­тельная деятельность детей.

Способы.

Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу и, лишь затем, части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

Использование подражательности, свойственной детям с тяжёлыми нарушениями ЦНС.

Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.

Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.

Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.

Индивидуальная и дифференцированная работа на занятии. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога.

Обязательная эмоциональная положительная оценка педагогом малейших достижений ребенка.

Большая повторяемость материала; применение его в новых ситуациях.

Организация обучения  «особого ребенка» должна носить творческий характер, под которым подразумевается включение заданий и упражнений, обеспечивающих развитие межанализаторных связей:

- использование индивидуально-соревновательного принципа, активации достижения желаемого результата;

- правильный и исчерпывающий инструктаж;

- включение в занятие материалов сегодняшней жизни;

- создание условий для зарабатывания, а не получения оценки;

- проблемные задания, познавательные вопросы;

- акцент на развитие самоконтроля при выполнении задания;

- призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка.

 

Роль педагога на занятии:

- умение управлять коллективом детей;

- сочетание индивидуальной и фронтальной работы;

- знание предмета;

- знание психологии обучения и психологии «особого ребёнка»;

- речевая культура: стиль, манера общения, громкость, артикуляция и т.п.;

- заинтересованность педагога  в том, чтобы дети знали и любили предмет;

- комфортность психологического климата на занятии.

 

Личность педагога - это, пожалуй, самый главный фактор успеха или неуспеха занятия. Педагог, занимающийся с «особыми детьми» – это личность, которая должна уметь всё: мгновенно реагировать на непредвиденные реакции учащихся, иметь в голове работающий компьютер, быть артистом и т.п.

 

 

Педагог дополнительного образования: Пономарёв Евгений Николаевич