^Вернуться к началу
Здравствуйте, дорогие гости! Вас приветствует дефектологическая служба Семейного центра "Сергиево-Посадский»!
Учитель-дефектолог - специалист, занимающийся изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание работы заключается в следующих задачах:
Основные направления работы учителя-дефектолога:
В первую очередь это - развитие мелкой моторики, развитие навыков управления движениями тела, скоординированность в работе зрения/слуха и рук, точность и четкость движений и т.д.
Представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счёту, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.
Как известно у нейротипичных учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению, у детей с умственной отсталостью, как правило, очень долгое время ведущей деятельностью является игровая.
Воображение играет большую роль в познавательной деятельности, ибо оно тесно связано памятью, речью, мышлением, а также направленностью личности.
В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.
Это направление, конечно, больше относится к учителям-логопедам, но и учитель-дефектолог не должен обходить его стороной.
Учителя-дефектологи используют с детьми упражнения на управление дыханием.
В связи с тем, что большая часть воспитанников – безречевые дети, в работе используется система «Альтернативной дополнительной коммуникации» (АДК): карточки PECS
И жестовая речь
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром.
И первым шагом по оказанию помощи детям с проблемами ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций является сенсомоторное развитие ребенка.
С этой задачей успешно справляются всевозможные развивающие тренажёры, такие как:
«Сибирский борд»,
«Межполушарные доски»,
И «Коврограф Воскобовича»
Световой планшет для рисования песком
Малыши с большим интересом занимаются с «Bizi_toys»,
А также играют в сенсорной комнате
И, наконец, старшие воспитанники закрепляют свои умения в естественных, жизненных условиях
Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление работы с ним учителя-дефектолога, которое служит основой для построения коррекционной программы.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование учителем-дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей, предоставление воспитанникам дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс.
Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в повседневную жизнь ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным материалом воспитателей.
Учитель - дефектолог; Гомозова Ладислава Дмитриевна
Учитель - дефектолог: Казакова Вероника Николаевна