^Вернуться к началу
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного российского общества.
Проблема активизации познавательной деятельности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Он ратовал за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода. «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, - писал он. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому что вы сказали, а что сам понял».
Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в обучающий процесс совместно со специалистом. И прежде всего – это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ общепринятых норм в соответствии со стандартами социального учреждения, максимальное сглаживание нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития. А чтобы процесс развития ребенка был успешным необходимо, чтобы у дети с ОВЗ повысился интерес к обучению, чтобы у них была мотивация и не пропадала познавательная активность. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Поэтому одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — это воспитание познавательного интереса, желания и привычки думать, стремления узнать что-то новое. Основными задачами развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ следующие:
Активизация познавательной деятельности обучающегося с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.
Поэтому в своей работе необходимо использовать информационно-коммуникативные технологии. Внедрение ИКТ прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний детьми с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Применение ИКТ оживляют коррекционно- развивающий процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры.
С целью развития у детей познавательной активности учителю-дефектологу необходимо:
Современные информационные технологии можно использовать в разных вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Если использовать красочные, статические изображения, то ребенок проявит больший интерес к теме, с огромным желанием включится в совместную работу.
Благодаря использованию ИКТ на занятиях можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, анимацию изучаемых процессов и явлений, послушать музыку.
Применение информационных технологий вызывает большой интерес у детей. Благодаря этому ребята получают необходимый объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются.
Применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность детей с ОВЗ, развивает их творческие способности, активно вовлекая их в образовательный процесс, стимулируя самостоятельную деятельность ребят.
Активизация познавательной деятельности детей с ОВЗ на занятиях - это система педагогических воздействий специалиста, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
Использованная литература:
86-98.