^Вернуться к началу
В детском доме я работаю 11 лет из них 9 - в должности социального педагога. Контингент моих подопечных составляют особые дети в возрасте от 5 до 18 лет.
В соответствии с задачей полноценной и комплексной реабилитации детей моя работа строится по следующим направлениям:
Основными целями работы с особыми детьми считаю:
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
Важной составляющей коррекционно-реабилитационного процесса я считаю воспитательную работу, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами - выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы считаю повышение регулирующей роли интеллекта в поведении воспитанников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.
Считаю, что социальный педагог прежде всего педагог, а лишь затем социальный работник. Поэтому применяю в своей работе следующие педагогические технологии:
-технология социально – педагогического взаимодействия;
- технология проектной деятельности;
-технология артпедагогики;
-информационно-коммуникационные технологии;
-игровая технология.
Технология взаимодействия является актуальной педагогической технологией, так как сейчас, как никогда раньше, назрела необходимость объединения специалистов разного профиля, требуется поиск и разработка эффективных моделей сотрудничества специалистов в процессе оказания помощи детям с ОВЗ.
Я взаимодействую с психологами, дефектологом, педагогом дополнительного образования, воспитателями, волонтерами, социальными работниками.
Эта работа выражается в совместной разработке и проведении различных физкультурно-оздоровительных и досуговых мероприятий, мастер – классов, экскурсий.
Практика показывает, что взаимодействие специалистов, работающих с воспитанниками, позволяет комплексно и эффективно решать проблемы детей, способствует успешной социальной адаптации, наполняет жизнь детей положительными эмоциями.
Не менее актуален в современной образовательной ситуации метод проектов, который непосредственно связан с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием. Ценность этого метода в том, что знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
В рамках реализации проектной технологии мною был разработан долгосрочный социально-педагогический проект «Родные истоки». Целью данного проекта является духовно-нравственное развитие и воспитание детей с ОВЗ средствами народной и православной культуры.
В своей работе я широко использую артпедагогику. Для меня эта технология привлекательна возможностью формировать адаптивные способности личности с помощью искусства и своей воспитательной функцией – воздействием на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности. Кроме того, средствами артпедагогики можно помочь детям с ОВЗ справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, переключиться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли. Ребята с удовольствием мастерят и расписывают поделки из папье-маше, глины, пластилина. Эти занятия проводятся в рамках проекта «Родные истоки».
В наше время невозможно обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. Бесспорно, что современный специалист должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Учитывая неизбежную ограниченность представлений об окружающем у наших воспитанников, считаю необходимым применять мультимедийные презентации, с помощью которых можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных, природы, работу транспорта и т. д.).
Поэтому в своей работе я широко использую обучающие презентации.
Не представляю коррекционно-реабилитационный процесс без игровых технологий, так как принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.
Я применяю различные виды игр: подвижные, фольклорные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные как элемент технологии артпедагогики и внеклассной работы.
Одним из направлений моей работы является организация и сопровождение детей в поездках. Ребята посещают храмы (поездки организуются совместно с добровольцами домового храма), КПЦ «Дубрава», Музей-усадьбу «Абрамцево», где для детей организуют экскурсии и мастер-классы. Также посещали музей «Конный двор», Богородскую фабрику деревянной игрушки, АХПК им. В. М. Васнецова, Воскресную школу, «Парк Чудес» и парк «Скитские пруды», городскую библиотеку. В МКУК «ДК п. Лоза» для наших воспитанников организован кружок «Умелые ручки», который мы регулярно посещаем в рамках дополнительного образования, ориентированного на социально – педагогическое сопровождение воспитанников.
Посещение музеев и храмов оказывает большое значение для духовно-нравственного развития, способствует процессу социализации, познавательному развитию.
Анализируя опыт своей работы, я пришла к выводу, что достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса, предполагающего совместное решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач; комплексного применения различных образовательных технологий; постоянного личностного роста и профессионального совершенствования.
социальный педагог высшей квалификационной категории
Никонова Ольга Самуиловна
В рамках программы "Доступная среда" учреждение оснащено специальным оборудованием: подвесная система, подъемник лестничный мобильный, сидения для душа, кнопки вызова, поворотные зеркала, санузлы оборудованы стационарными опорными и откидными поручнями, поручными держателями для раковин и унитазов, в спальном корпусе оборудована застекленная входная группа с раздвижными дверями и пандусом с резиновым покрытием и двухуровневыми поручнями из нержавеющей стали.
На входах здания главного корпуса и перехода между столовой и главным корпусом установлены ограждения из нержавеющей стали по периметру входной площадки, двухуровневые перила из нержавеющей стали, на ступенях уложена противоскользящая плитка, оборудованы металлические пандусы с поворотными площадками.
В холлах главного и спального корпусов и на КПП имеется информационная бегущая строка, в центральном холле главного корпуса установлена информационная мнемосхема, выполненная шрифтом Брайля, световые маяки. На входе в главный и спальный корпус установлены информационные таблички, выполненные шрифтом Брайля. Для слабослышащих в медицинском кабинете имеется индукционная петля. Актовый зал оборудован пандусом с противоскользящим покрытием и двухуровневым поручнем. На территории учреждения: около КПП и центрального входа в главный корпус установлены мнемосхемы, выполненные шрифтом Брайля, с указанием расположения зданий и корпусов учреждения.
> >
Пальчиковая гимнастика